Главная Контакты О проекте реклама Доска объявлений Бизнес-форум
http://zavolgie.ru/images/askona21.gif
/images/zav_foto10-2.jpg /images/mesto2.gif /images/proba2-5.gif /images/zav_foto12-2.jpg /images/zav_foto10-2.jpg
Бизнес-справочник
Разместить информацию
Справочные телефоны Администрация, коммунальные службы, муниципальные учреждения ...
Производство Производственные предприятия, организации, МП, ИП ...
Торговля Магазины, торговые центры, рынки...
Медицина Больницы, аптеки, стоматология, медцентры...
Услуги Юридические, охранные, ателье, мастерские...
Образование, культура Школы, вузы, детские сады, курсы, доп.образование...
Строительство Строительные фирмы, ремонт, дизайн, проектирование...
Недвижимость, финансы Банки, ипотека, агентства недвижимости, обмен, аренда...
Автосервис Автозапчасти, автосервисы, АЗС, автомойки, стоянки...
Спорт, туризм Спортшколы, фитнесклубы, турбазы, дома отдыха...
Досуг, отдых Кафе, рестораны, гостиницы, салоны красоты...
СМИ, связь, реклама Газеты, рекламные агентства, полиграфия, почта, Интернет...
На модерации Объявления на модерации или с неполными данными
Яндекс.Погода

Raskruty.ru

 
 
 

Минутин Сергей Анатольевич - Избранное, статьи

АРХИТЕКТУРА НАШЕГО ГОРОДА

В начале ХХI века в целях подвигнуть народ к воспоминанию своих корней и к развитию мелкого предпринимательства Правительство Российской Федерации начинает массовую кампанию по развитию туризма.

Каждая деревня принялась искать у себя «исторический корень» и создавать под него музей. Дело благое и нужное. Местное население по всей стране получило разрешение искать о своих поселениях правду в самых разнообразных источниках и озвучивать её. Большой созидательный толчок получило краеведение и в нашем городе. Но наше прошлое лежит совсем рядом, оно видно, его даже искать не надо.

Заволжье изначально строилось как советский город. Что это значит? Старым городам России была присуща мелкая сетка улиц, небольшая их ширина, пестрота архитектурных решений фасадов зданий, чрезвычайно высокая плотность застройки при небольшой этажности. Пример подобной застройки ещё можно найти в Нижнем Новгороде (ул. Рождественская, Б. Покровская). С деревнями было совсем просто. Если мимо должен проехать царь, то быстро возводились «Потёмкинские деревни», если не проезжал, то сходило с рук всё….

На этом простом примере мы видим, как всё в нашем мире взаимосвязано: самодержавие, социализм, капитализм и прочее.

Кроме того, города старого типа строились на реках и «лицом» к рекам, как к основным транспортным артериям, связывающим их с внешним миром, как к месту приложения труда, получения пищи и заработка.

Советская власть на такие мелочи внимания не обращала. Возглавившие её сильные люди мыслили более масштабно и норовили реки повернуть вспять, или по крайней мере, наставить на них запруд.

У города Заволжья не было тех проблем, которые были у городов старого типа. В нашем городе не нужно было развивать ранее сложившиеся структуры, так как их просто не было, а деревушки, которые стояли окрест, либо были снесены, либо были погребены под толщей воды. Проблемы закладывались вместе с тонущими деревнями. Ибо трудно представить благодарных потомков обиженных предков, чьи дома и хозяйства были утоплены советской властью уже после победы в разрушительной Великой Отечественной войне. Сегодняшние исписанные подъезды, вываливание мусора где попало, беспробудное пьянство – это с той поры. Это обида и досада на власть, причём любую, и пожелание ей «пропасть пропадом». Так мстят потомки за горе своих предков, и конечно, за тех горе - властителей...

Но наш город был городом новым во всём.

Всё в городе строилось заново. Ярким примером создания нового социалистического города стала главная площадь – площадь В.И. Ленина.

И если после Великой Октябрьской социалистической революции и последующего хозяйственного развития жизнь городов резко менялась, так как им задавались иные стандарты, то Заволжье по этим стандартам строилось изначально.

Против стандартов, которые задавала советская власть, возразить никто и никогда не сможет, сколько бы не пыжился. Для подтверждения этих слов вернёмся опять же к областному центру.

К 1917 году в Нижнем Новгороде было всего 27 школ, которые посещали 18 тысяч учащихся, 3 технических училища и всё!!! К началу 1985 года в городе насчитывалось более 200 школ, 10 высших учебных заведений, 24 техникума, 39 школ рабочей молодёжи и было построено более 500 детских дошкольных учреждений, которых в старом городе не существовало вообще.

Всё, что было построено за семьдесят лет только в системе образования и что позволило стать России ведущей державой мира, в Нижнем Новгороде не могут сломить до сих пор.

Одним словом, если большинство городов старого типа были простой механической смесью разнообразных планировочных образований, порой весьма симпатичных, то при советской власти они стали преобразовываться в единый, чётко организованный организм. Город Заволжье строился правильно изначально, согласно замыслу строителей будущего.

Конечно, не удалось избежать некоторых накладок и чисто человеческого непонимания. Например, во многих городах, в том числе и построенных после октября 1917 года, главной композиционной осью города выступает река, а уж вдоль неё создаётся система общегородских магистралей, парков и бульваров.

Во всех окрестных деревнях, родоначальницах будущего города, так и было, они тяготели к Волге.

Но нет в Заволжье ни набережной, ни речного вокзала, ни водноспортивных баз, ни яхт-клубов, ни пляжей, ни причалов для лёгких судов. Напомню, речь идёт о городе не просто стоящем на берегу реки, но в некотором роде, даже «под её водами».

Возможно, гидроэнергетики, привыкшие иметь дело с большой водой и с большими плотинами и дамбами, такой мелочи, как возможность соединения города с рекой, просто не заметили. Хотя, здесь есть и ещё одна скрытая часть айсберга. С тех пор, как Генри Форд придумал конвейер, все стали отвечать исключительно за порученный участок работы. У строителей - энергетиков такими участками были ГЭС по всей стране, они и колесили от одной реки к другой, пока силы были, а потом часто возвращались на свою «сухобезводную» родину. Но приезжающие ныне в Заволжье люди с берегов Невы, Оби, Дона, Днепра и других «речушек» сразу же шагают к берегам реки Волги по заводской аллее и удивляются, дойдя до речки тому, «что всё так убого», на что получают ответ: «Тут у нас промзона, и других зон у нас нет».

Была ещё одна накладка, но она возникла несколько позже, с появлением Заволжского моторного завода, и полностью соответствовала представлениям старорежимного капитализма о градостроении, которое очень сильно критиковал В. ВОРОНКОВ в своей книге «Рассказ о генеральном плане»: «Все эти пёстрые жилые массивы, разрастаясь, сливались с бывшими деревнями и посёлками. Каждое предприятие строило свои инженерные сети, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные ветки, создавало свои складские зоны, подсобные хозяйства и другое. Причём многие сооружения были временными». Этот хаос в мир социализма, который всё-таки базировался на генеральном плане «строительства коммунизма во всём мире», внёс в уже сложившийся городок ЗМЗ. Сегодня этот хаос грозит погрузить под своими обломками и всё хорошее, что ещё остаётся в нашем городе, но, конечно, только до очередного генерального плана или национального проекта.

Итак, гидроэнергетика была главной отраслью промышленности строящегося Заволжья, именно она пришла на нашу землю с генеральным планом. По этому плану подразумевалось даже строительство кирпичных подземных коммуникаций по образцу немецких городов. Когда ходит сантехник, весь из себя трезвый, чистый и довольный, по освещённому тоннелю в полный рост и смотрит на трубы с водой холодной и горячей, фекалиями и проводами, нет ли где протечки и т. д. Следы начала этого подземного тоннеля ещё остались в виде входа возле вокзала «Заволжье - пассажирский». Но, «не срослось», хотя слесари этому только рады, так как они зимой и летом роют землю, ища гниющие прямо в воде трубы, и получают за это премии и коэффициенты, опять же греются водкой, ибо сквозняки.

Следом за энергетиками подтягивалось моторостроение. От завода была одна несомненная польза, фактически всем заволжанам именно завод дал по отдельной квартире.

Но начнём по порядку. Здания в основу города Заволжье сразу же закладывались монументальные, и жилого фонда, и общественного назначения, что придавало центру города, его главным улицам и площадям стандартный архитектурный облик форпоста социалистической империи, где всё лучшее отдаётся народу.

Не следует искать в архитектуре Заволжья каких-то особых черт отличия от общего характера советской архитектуры. Архитекторы Заволжья: Н.Шеломов, Ф. Корнеев и Станкевич, как и архитекторы других городов Советского Союза, следовали тем примерам и принципиальным теоретическим и творческим установкам, которые находили своё воплощение в сооружениях Дзержинска, Волжска, Москвы, Ленинграда и других городов СССР, в работах наших крупнейших зодчих. Был план, проекты согласовывались и утверждались, и за следование «букве проекта» строго спрашивалось.

Каждый новый город социализма начинался с создания общественной площади, на которой происходили все торжественные демонстрации, массовые митинги и празднества в годовщины Октября и в первомайские дни. Площадь застраивалась по периметру монументальными зданиями магазинов, администраций, жилыми домами для партийной элиты. Для зданий, построенных в Заволжье по периметру площади, характерны высокие чердачные помещения с окнами, очень подходящими для размещения автоматчиков и пулемётчиков. Видимо, коммунистическая власть заботилась о быстром наведение порядка. Вдруг, кто-то что-то не так поймёт, например, как не поняли в Новочеркасске. С другой стороны и город был режимным, так как строился рядом с ГЭС.

Фактически все площади городов СССР венчали памятники вождям. До хрущёвской оттепели памятников было больше, после - меньше. Победив культ личности, коммунисты остались только с двумя героями: В. И. Лениным и Ф. Э. Дзержинским. Нашу площадь 12 августа 1956 украсил памятник В.И. Ленину (скульпторы Ю. Поммер и А. Стемпковский).

И сейчас площадь Ленина, и окружающие её здания являются не только исторической реликвией, свидетельством архитектуры социализма и трудового энтузиазма нашего военного и первого послевоенного поколения советских людей, но и одним из основных градообразующих элементов современного города.

Заволжье росло вширь, добираясь до близлежащих деревень, и облегало их. И постепенно границами посёлка становились деревни Палкино, Пестово, Салагузово, да и до Малахова уже оставалось «совсем ничего».

На угловых участках площади были построены гостиница, библиотека, аптека, здание администрации, магазины. Строительство этих объектов было композиционно решено единым объёмом с новым жилым фондом. Главная улица города – проспект Сталина (ныне Мира) получил значительную ширину, позволяющую устроить на нём линию бульвара. Сам проспект стал застраиваться капитальными зданиями. Здесь были возведены учебные корпуса гидроэнергетического техникума (ныне ЗАМТ), общественная столовая, ряд магазинов, почта, однотипные двухэтажные жилые дома. Венчал проспект Дом культуры, которому 6 декабря 1999 года распоряжением главы администрации Городецкого района присвоен статус Дворца культуры.

В центральной части города для образования правильных кварталов и проездов было проложено несколько коротких улиц. Городок был действительно очень красивым, единственно что его портило, это многочисленные дровяные сараюшки, которые были в каждом дворе. А затем, отсутствие в городе архитектора привело к застройке дворов ещё и гаражами. Сегодня уже нет необходимости в дровяных сараях, но кто-то должен принять решение по их сносу и оборудованию на этих местах зон отдыха. Кто-то?

Вся центральная часть города, главные улицы и площадь были асфальтированы. Фактически на всех улицах проезжая часть была отделена от тротуаров бордюром.

Центр города и сегодня остаётся его архитектурной основой. В центре чувствуется рука мастера, чего не скажешь об остальной части города. Но центр города придаёт Заволжью нарядный и своеобразный силуэт. Особенно здания техникума и кинотеатра «Энергетик», а если ещё удаётся и клумбу разбить, то красота нашего центра становится просто божественной.

Вместе со зданиями в центре города в то время, когда ещё было далеко до транспортного бума, были построены несколько концентрированных кольцевых и полукольцевых (обходных) дорог, которые связывали между собой внешние дороги и освобождали центр от грузового транспорта.

Радиальные улицы хорошо обеспечивают и поныне удобные и кратчайшие сообщения между центром и периферийными районами города. Продолжение их за пределы городской застройки позволит и в дальнейшем строить новые промышленные объекты в виде самостоятельных организмов – спутников уже города Заволжья. В этом плане Заволжье не усматривает одну очень хорошую перспективу внедрения на Балахнинские земли. Такой шаг вполне реален.

Но вернёмся к архитектуре г. Заволжья. За центр радиально-кольцевой системы принята главная площадь – имени Ленина. От неё начинаются основные лучевые магистрали.

Первая из них – улица Советская с продолжением её по улице Пушкина - Пономарёва связывает центр города с новыми микрорайонами: Пушкинским и Рождественским (деление города на микрорайоны условно, так как микрорайоны подразумевают наличие администраций районов, которых нет). А улица Баумана может рассматриваться как резерв для развития города, так как она пересекает ж/д ветку и уходит в Балахнинский район.

Второй луч – улица Павловского с продолжением её по проспекту Дзержинского, - закрепляет связь центра с Дзержинским микрорайоном. Через целый ряд небольших улиц частного сектора Дзержинский микрорайон связан с новыми микрорайонами города.

Третий луч – улица Юринова - является соединительной улицей для всех небольших центральных улиц.

Наконец, четвёртый радиус – проспект Мира - разветвляется на два направления: на западное по улице Гидростроительной соединяя центр с микрорайоном Гидростроителей, и на восточное, оканчивающиеся Дворцом культуры и парком им. Гагарина.

Проспект Мира был и остаётся основной магистралью города – улицей празднеств и прогулок населения. Для Заволжья проспект мира имеет примерно такое же значение, как Невский проспект для Санкт-Петербурга и ул. Большая Покровская для Нижнего Новгорода.

Эта чёткая система магистралей города позволила наиболее просто и экономично решить и всю остальную сеть улиц и площадей, которые уже начинают просматриваться в городе, учитывая дальнейший рост и развитие города.

Автономной улицей можно считать улицу Пирогова, на которой с самого основания строились коттеджи для номенклатуры, а сегодня эта улица и идущая рядом с ней улица Чайковского стали излюбленным местом строительства коттеджей заволжских предпринимателей и чиновников.

Самой крепкой, образцово-показательной улицей частного сектора является ул. Строительная.

Для того чтобы представить себе современную застройку Заволжья, познакомимся с главнейшими частями города – его магистралями, площадями и основными зданиями.

Начнём этот обзор с вокзала «Заволжье - Пассажирское». Вокзал совмещает в себе автобусное и железнодорожное сообщение. Вокзал не имеет отдельной площади, но в последние годы рядом с вокзалом построено несколько магазинов. Фасады зданий просты, весь архитектурный эффект достигается Сквером Победы, который открывается взгляду всем приезжим и производит хорошее впечатление о городе. Здание вокзала очень простое и представляет собой «здание – ящик», но после ремонта, проведённого в 2004 году, достаточно удобное и имеющее все атрибуты вокзала: кафе, кассы, зал ожидания, отделение милиции, киоски «товаров в дорогу» и аптеку.

С завершением строительства центра города (1948-1960) город начинает прирастать однотипными пятиэтажными домами - как панельными, так и кирпичными (1960-1975). Затем начинается застройка города зданиями повышенной этажности от 9 до 12 этажей. Но всё это здания простейшей архитектуры, позволяющие иметь свой угол, но не будоражащие воображение, а скорее наоборот.

Для дальнейшего развития города всё-таки целесообразно возвращаться к истокам его архитектуры. Особенно к фасадам первых зданий: Дом культуры, больница, кинотеатр «Энергетик», техникум, административное здание стадиона и др. Фасады этих зданий выполнены на хорошем архитектурном уровне и создают впечатление монументальности, уместной для общественных сооружений.

Одним словом, в Заволжье есть на что посмотреть.

Городецкому району необходимо поднимать свою духовность и проводить для этого на своей земле семинары, конференции, международные и межконфессиональные встречи. И самим посещать намоленные и святые места для обмена опытом.

Например, рядом стоящие Катунки или Великовражский храм в честь иконы Казанской Божией Матери в г. Кстово. Кстати, в Великовражский храм люди ездят и из Заволжья, и из Городца. Там возникают другие чувства, где от психологии «моя хата с краю», «своя рубашка ближе к телу» люди поднимают голову и смотрят на небо.

Наш, заволжский храм получился славный, красивый. Такие сооружения часто влияют на облик всего города. А для Заволжья храм - это новое веяние, надеемся, хорошее, ибо мысли заволжан так запутаны, что они длительное время молились в здании, где одновременно находились: Сбербанк, налоговая инспекция, прокуратура и «кучка» разных фирм, а крышу здания украшали крест и доллар.

Сегодня в Заволжье деньги и вера разделены, а значит есть и надежда на будущее развитие!

Ваше имя:

Комментарий:

два + два =


Главная Контакты О проекте реклама Доска объявлений Бизнес-форум

©2010, г.Заволжье, Нижегородская область

Веб-агентство zavolgie.ru г.Заволжье